Как составить идеальное ТЗ для дизайнера полиграфии

Почему мы решили написать про ТЗ для дизайнера? «Уже десятый раз получаю вариант макета от дизайнера, но он снова не подходит. Неужели так сложно понять, что мне нужно? Макет давно уже должен был уйти в печать!» Вам это знакомо? Если да, то сегодня наша статья именно для вас.

Конечно, в таких ситуациях легче всего обвинить во всем дизайнера, назвать его криворуким и чувствовать себя хорошо. Но на деле все обстоит немного иначе. Здесь есть простая истина: если дизайнер в десятый раз не понимает вашу задачу, может, вы непонятно ее объяснили? Поэтому, заказывая дизайнеру разработку макетов рекламной полиграфической продукции, принято работать по ТЗ или брифу.

Идеальное ТЗ

Что такое ТЗ и с чем его едят?

Техническое задание для дизайнера или бриф – это список пожеланий и требований, часто с примерами, к заказываемой услуге. Они призваны донести до дизайнера виденье того, что вы хотите получить в результате. Их необходимо составлять для дизайнера полиграфии, и этому есть несколько причин:

● во-первых, подробное ТЗ или бриф на разработку рекламы – это 60% успешного выполнения задачи;
● во-вторых, когда задача предельно ясна, шансы на ее своевременное выполнение сильно увеличиваются;
● минимум правок – это минимум расходов. Ни один подрядчик не будет делать бесконечное количество правок бесплатно;
● ТЗ также выполняет защитную функцию – в случае возникновения конфликтов любая из сторон всегда может к нему обратиться.

Кто должен составлять ТЗ?

Большую роль играет человек, который заполняет техническое задание. В большинстве случаев руководители бизнеса и конечные заказчики не могут составить идеальный документ. Поэтому либо аккаунт-менеджер должен провести своего рода интервью с клиентом, в результате которого сможет заполнить подробный бриф. Либо дизайнер с маркетологом или другим экспертом компании должны вместе заполнить техническое задание на рекламную полиграфию, чтобы охватить максимум вопросов.

От чего зависит наполнение технического задания?

Важно понимать, что наполнение подобного документа напрямую зависит от объема работы дизайнера. Если у вас уже есть сформированная идея или начальный вариант макета, и вам нужна его доработка, то ТЗ будет ограничено в основном техническими требованиями. Но когда речь идет о разработке дизайна «с нуля», то необходимо дать максимум деталей. Что мы к ним относим:

  • назначение продукции (информирование потребителя, формирование образа бренда, стимулирование к действию и т.д.);
  • портрет целевой аудитории, ведь для мужчин возрастом от 40 до 60 дизайн будет не таким, как для женщин 25-35 лет;
  • особенности вашего бизнеса и рынка (основные направления деятельности, ключевые конкуренты и т.д.);
  • срок жизни изделия, то есть период его эксплуатации.

В идеале на разработку дизайна «с нуля» подготовка брифа должна состоять из двух этапов. Первый – это заказчик дает задачу дизайнеру, после чего последний продумывает идеи. Дальше они встречаются и обсуждают между собой все вопросы, идеи и выбирают, на чем остановиться. И это уже второй этап. Только после этого заполняется бриф, который выступает в роли эталона, и  дизайнер должен придерживаться его в работе.

Теперь давайте поговорим о требованиях, которые должны быть прописаны в ТЗ для любого масштаба дизайнерских услуг.

Реальные сроки

Сроки

Необходимо адекватно оценивать сложность вашей задачи и время, которое дизайнер потратит на нее. Поэтому нужно указывать четкий дедлайн, понимая при этом, что при более коротких сроках будет и более высокая стоимость работы дизайнера.

Формат изделия

Плохое_ТЗ

От размера продукции напрямую зависит и дизайн. Скажем, на постере размера А2 объекты дизайна будут размещаться иначе, чем на небольшом буклете. Поэтому в описании формата вы можете указать А4, А2 и т.п., или же параметры ширины и высоты, например, 240 х 320 мм. И помните, что ширина продукции всегда указывается первой.

Укажите цветность

Все ошибки тз

Но сколько людей, столько раз и нужно напоминать, что цветовая модель для печати макета должна быть в CMYK. Плюс, если вас интересует конкретный цвет, то просто написать «красный» недостаточно. У каждого из нас свое восприятие цветов. Поэтому нужно указывать конкретный состав цвета. Например, в CMYK классический красный будет иметь состав M100Y100. А в случае использования цветовой библиотеки Pantone вы можете указать его как Pantone 485.

Необходимо также указывать количество используемых красок для CMYK. Это может выглядеть так: 4 + 0 или 2 + 2, где первая цифра указывает на количество используемых красок на лицевой стороне изделия, а вторая – на оборотной.

Каким способом будем печатать?

От способа печати зависит корректность подготовки макета. Так, например, для широкоформатной продукции на баннере печатают изображения только в CMYK, и тогда дизайнеру нецелесообразно использовать Pantone или еще что-то. В то время как в трафаретной печати используют Pantone. Поэтому правильная подготовка макета напрямую зависит от способа печати.

Послепечатная обработка продукции

Если вам нужны дополнительные покрытия, то также необходимо поставить в известность дизайнера. Именно он во время допечатной подготовки закладывает эти покрытия в макет. Это может быть покрытие выборочным лаком или глиттером, фигурная высечка или скретч-покрытие и т.д.

Сформулируйте, что вы хотите видеть в результате, или дайте примеры продукции, которая вам нравится

Очень легко говорить, что вам не нравится тот или иной дизайн. Но, к сожалению, дизайнеры не боги и не экстрасенсы. Если у вас есть примеры продукции, дизайн которых вам нравится, не забудьте поделиться ими с подрядчиком.

И никогда не говорите фразу: «Вы же дизайнер, вы должны лучше знать». Не стоит удивляться, если после нее у дизайнера глаз задергается. Повторяем, он мысли читать не умеет, а виденье у каждого свое. И очень даже вероятно, что ваши ожидания и результат не совпадут.

Вышлите брендбук и полный текст

Ваше изделие должно быть выполнено в корпоративном стиле? У вас есть собственный брендбук? Тогда обязательно отправьте его вместе с ТЗ. Он дает много ответов на вопросы: в брендбуке описывается специфика компании, указываются корпоративные цвета, используемые шрифты и т.д.

Что касается шрифтов. Они нужны, когда на изделии будет размещен текст в корпоративном стиле. Шрифты нужно предоставить отдельно, так как у дизайнера их может не быть.

А к тексту есть свои требования:

● он должен быть предоставлен в электроннов виде;
● он должен быть предоставлен в полном объеме в проверенный и утвержденный;
● вам нужно проверить его на ошибки, так как дизайнер этого делать не будет;
● важные фрагменты, к которым вы хотите привлечь внимание, должны быть выделены.

Что мы имеем в итоге?

Итак, мы с вами можем подвести итоги. В идеальном ТЗ для дизайнера полиграфии должны быть указаны следующие моменты:

● назначение продукции;
● портрет ЦА;
● специфика рынка + конкуренты компании;
● срок эксплуатации продукции;
● сроки;
● формат изделия;
● цветность;
● способ печати;
● послепечатная обработка (если будет);
● примеры понравившейся продукции или виденье конечного результата;
● брендбук + текстовое наполнение + шрифты (для корпоративного стиля).

Составить качественный бриф для дизайнера вовсе не сложно. На это просто нужно выделить время, но в дальнейшем это спасет вас от бесконечных правок в дизайне, затягивания сроков, дополнительных расходов на время работы дизайнера и т.д. Предлагаем вам свой образец технического задания для дизайнера:

Остались какие-либо вопросы? Или вы с нами не согласны в чем-то? Тогда ждем ваших комментариев, на которые обязательно ответим. А если вы еще не подписались на обновления блога, то сделайте это прямо сейчас. Это займет всего полминуты.